Физика, математика, информатика Гаршина Мария Фёдоровна
Главная » Статьи » Мои статьи

Доклад по теме "Особенности изменения приемов обучения физике по новым образовательным стандартам"

Особенности изменения приемов обучения физике по новым образовательным стандартам.

РМО 9.11.2012г

(Слайд 2)

 

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.

Константин Дмитриевич Ушинский

(Слайд 3)

Цель  образования  в  современном  обществе – развитие  личности  учащихся, реализация  уникальных  человеческих  возможностей,  подготовка  к  сложностям  жизни.  Ученик  после  окончания  школы  должен  глубоко  усвоить  основные  идеи  современной  физики,  овладеть  системой  научных  понятий,  уметь  ориентироваться  в  научно  технической  литературе,  самостоятельно  и  быстро  находить  нужные  сведения  без  всякого  принуждения  пополнять  свои  знания  и  уметь  их  быстро  применять  на  практике.

 Все мы знаем из своего педагогического опыта, что урок - это не только «основная форма организации учебного процесса». Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому процессу начинается в школе. Однако проблема состоит не в новизне требований, а в новизне их понимания. Действительно, цель обучения изменилась и, как известно, она состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, а в подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности.

(Слайд 4)

При  изучении физики ставится задача помочь учащимся  осознать важность и универсальность изучаемых законов, создать условия для самореализации личности каждого учащегося в процессе обучения, развить потребность в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности в рамках физической науки, вооружить необходимым методологическим материалом.

Что  же  мы  имеем  в  реальности?  Отсутствие  заинтересованности  учащихся  в  учебном  процессе,  низкая  заинтересованность  обучающихся  в  знаниях  и,  поэтому  для  них  уроки  скучны,  не  интересны,  монотонны,  не  нацеливают  на  творчество.   

(Слайд 5)

Сегодня речь не идет,  чтобы полностью отказаться от традиционных уроков. Их процент долгое время еще будет оставаться достаточно высоким, но переход от традиционных технологий к активным и интерактивным стратегиям неизбежен, если мы хотим воспитать современного, конкурентоспособного человека – если хотите это требование и веление времени в котором  мы все с вами живем.

Сегодня не совсем обычных методов обучения и целых уроков - огромное количество, но далеко не все они соответствуют общепринятым представлениям о нестандартности в образовании, о необычности урока и, наконец, не соответствуют представлениям ни об уроке, ни о методе. Выбирая из этого массива именно ту информацию, которая необходима, учитель, как правило, опирается на свою интуицию, а не на какие-либо научные основания.

(Слайд 6)

Разработка системы нормативов и выбор объектов нормирования определяются новым пониманием стандарта общего образования, в котором основной акцент переносится с содержания на результаты образования. Поэтому при разработке как Требований стандарта, так и документов, обеспечивающих его  реализацию, должны быть заданы рамки не только для изучаемого учебного материала, но и основные способы учебных действий, посредством которых дети осваивают данный учебный материал.

  Иными словами, наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», по мнению разработчиков, важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?” и "Как мне этому научиться?”

 

(Слайд 7)

 Учебная деятельность - самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает

 

(Слайд 8)

Учебная задача- цель, которую перед собой ставит ученик

 

(Слайд 9)

Учебное действие- система существенных признаков понятия или алгоритм

 

(Слайд 10)

Самоконтроль- определение правильности выполненного действия

 

(Слайд 11)

Самооценка- определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия

(Слайд 12)

Можно выделить следующие группы уроков:

1. Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок, построенный на инициативе учащихся, урок-диспут, урок с применением компьютеров.

2. Уроки с использованием игровых ситуаций: урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция, урок-соревнование, урок-КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, урок с использованием дидактической игры, урок-театрализованное представление.

3. Уроки творчества: урок изобретательства, урок -осмотр самодеятельной выставки.

4. Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция, урок-семинар, урок решения задач, урок-конференция, урок-экскурсия, урок-консультация.

(Слайд 13)

Для достижения поставленных целей в своей деятельности использую элементы современных образовательных технологий, такие как  проблемное обучение, исследовательскую и проектную деятельность, интегративное обучение, использование новых информационных технологий.

Данные технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, создают предпосылки для того, чтобы ребенок участвовал в регуляции собственной учебной деятельности.

 Если рассмотреть основные приемы и методы обучения, применяемые учителями на уроках физики, особенно новейшие, то станет очевидным, что все они направлены в первую очередь на развитие и поддержание интереса учащихся. Эффективность этих приемов связана с двумя факторами. Прежде всего, это раскрытие жизненной значимости изучаемой проблемы, что не только возбуждает интерес, но и является сильным стимулом к учению, так как связан с самим смыслом обучения в школе. Второй фактор – воздействие на эмоции и чувства учащихся, опора на их субъективный опыт и внутренние потребности. Психологи утверждают, что без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может «человеческого искания истины». Нельзя переоценить значение эмоциональной памяти, которая более долговечна и во многом определяет деятельность человека. Не следует избегать и элементов занимательности, так как они возбуждают интерес и любознательность у всех без исключения, даже самых слабых, учащихся.

(Слайд 14)

Самое главное - это заинтересовать учащихся содержанием изучаемого материала. Это возможно благодаря особенностям физической науки, ее универсальности, тесной связи с научно-техническим прогрессом и  повседневной практической деятельностью человека. При этом  нужно учитывать, что сегодняшние дети получают огромное количество информации по самым разным каналам. Передачи телевидения и радио, научно-популярные фильмы, журналы и   книги, Интернет рассказывают школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в интересной, доступной и порой занимательной форме. Это приводит к тому, что учащиеся о многом знают или, по крайней мере, слышали, и их трудно чем-либо удивить. Помня это, учитель не должен ограничиваться общими фразами, а суметь показать внутреннюю сложность решаемых проблем и делать акцент на том, что изучение той или иной темы на уроке поможет учащимся понять и объяснить услышанное ранее.

(Слайд 15)

Одним из способов активизации познавательной деятельности на уроках физики является проблемное обучение. В основе проблемного обучения лежит учебная проблема, противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами, явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно.

Проблемное обучение предполагает организацию поисковой деятельности учащихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера и экспериментов.

Свою работу веду по следующим направлениям:

Ø  Проблемные вопросы, включая вопросы с межпредметным содержанием;

Ø  Проблемные задачи, включая задачи с межпредметным содержанием

Ø  Проблемный эксперимент.

Проблемные вопросы активизируют познавательную деятельность учащихся, требуя объяснить то или иное физическое явление или предсказать, как оно будет протекать в определенных условиях. В таких  вопросах нет числовых данных. Отсутствие вычислений позволяет сосредоточить внимание учащихся на физической сущности явления. Решение проблемных вопросов способствует воспитанию у учащихся внимания, наблюдательности.

Физический эксперимент при постановке учебной проблемы является источником знания. Наблюдение новых, подчас неожиданных эффектов возбуждает познавательную активность учащихся, вызывает острое желание разобраться в сути явления. При этом  в одних случаях учащимся предлагаю внимательно наблюдать за происходящим, в других даю возможность предсказать результат опыта заранее. Вторым приемом полезно воспользоваться тогда, когда можно ожидать заведомо ошибочных предсказаний, после чего демонстрация вызовет еще больший интерес. В соответствии с целями и задачами исследования эксперимент может быть количественным или качественным, демонстрационным, исследовательским, техническим или научным.

(Слайд 16)

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность. Развитие познавательных навыков, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умения увидеть, сформулировать и решить проблему способствует проектная деятельность. В проектной работе целью обучения становится развитие у учащихся самостоятельной активности, направленной на освоение нового опыта. В результате ее применения формулируются компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, навыки работы в команде. Именно вовлечение детей в исследовательский  процесс активизирует  познавательную деятельность учащихся.

(Слайд 17)

Особый акцент в преподавании физики в современной школе должен быть сделан не только на формировании и развитии мышления, предметных знаний и умений, а на воспитании информированного и думающего гражданина, способного осмыслить научные вопросы в контексте социальных и личностно значимых задач. Формированию такого видения мира способствуют интегративные курсы. Интеграция дает возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины и наглядно, в действии показать как все взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения физики.

Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в лаборатории. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса.

 

 

(Слайд 18)

Работа с применением ИКТ – один из вариантов,   активизирующий познавательную деятельность учащихся, усиливающий мотивацию обучения.

Естественно, использование компьютера на уроках оправдано лишь в тех случаях, когда он обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными фронтальными опытами или лабораторными работами.

Информационные технологии можно использовать:

ü  при изучении нового материала – просмотр презентаций с включёнными в них видеофрагментами, интерактивными моделями явлений и устройств, задачами и вопросами, а также самостоятельная работа с материалами сайтов Интернета.

ü  при контроле знаний – решение задач с интерактивным выбором ответа и разбором решения, выполнение занимательных тестов в картинках.

ü  выполнение виртуальных интерактивных лабораторных работ с применением мультимедиа-диска компании «Физикон» - «Физика 7-11 классы», «Лабораторные работы по физике 10 и 11 класс» (ООО «Дрофа»), а также использую различные виды деятельности в виртуальной мастерской.

ü  при подготовке домашнего задания – поиск дополнительного материала к уроку, в том числе и иллюстративного в Интернете.

ü  при подготовке к ЕГЭ.

 

(Слайд 19)

Максимальное развитие познавательных сил учащихся может быть достигнуто путем применения исследовательского метода при умелом сочетании классной и внеклассной работы. Такой характер заданий на уроке и в домашних исследований способствует развитию творческого потенциала школьников. Приведем некоторые формы применения данного метода обучения:

Домашние практические работы. Опыт показывает, что доступные экспериментальные исследования полезно давать в качестве обязательного домашнего задания. Дело в том, что проведение этих работ пробуждает любознательность у всех учащихся, в том числе и слабоуспевающих, а включение более сложных творческих заданий позволяет проявить свои умения и знания способным ученикам. Более того, многие ученики самостоятельно усложняют задания, внося элемент личного творчества.

Работа с дополнительной литературой. Поиск материалов, составление сообщений по конкретной теме воспитывают навыки самостоятельного добывания знаний и умение донести эти знания до других учащихся. Очень часто обнаруженные учащимися факты вызывают неподдельный интерес всех одноклассников или имеют занимательную форму.

Самостоятельное составление задач на основе исторического материала, произведений художественной и публицистической литературы, кинофильмов и жизненных ситуаций. Такие задачи решаются с особым интересом, долго обсуждается результат, не говоря уже о пользе самого процесса поиска и чувства удовлетворения от своей работы. 

Фронтальные лабораторные работы с измененным заданием. После выполнения основной части работы сильным учащимся предлагаются дополнительные задания, которые можно выполнить с тем же оборудованием или учащиеся самостоятельно продумывают другие варианты этой же работы с описанием и обоснованием. 

 

В  наше  время   знания  в  науке  и  хорошее  образование  уже не является определяющим мотивом учения для подавляющего большинства учащихся. Слово «надо» для них существует, но не имеет такой побудительной сущности, как для взрослого человека. Поэтому педагогам необходимо прислушаться к народной мудрости, которая гласит, что «охота пуще неволи», и всеми возможными способами разнообразить процесс обучения и делать его интересным и жизненно важным для каждого конкретного ребенка.

 

 

 

 

 

Источники:

         http://www.rirorzn.ru/userfiles/file/doc_riro/FGOS_OO.pdf

         http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2700

         http://www.orenipk.ru/rmo_2012/rmo-pred-2012/2fiz/2fiz.htm#_top

         http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/uroki-v-svete-fgos-ooo

         http://schoolfut.ru/archive.php?num=27

         http://www.schoolpress.ru

         http://www.digital-edu.ru

         http://edu.glavsprav.ru/spb/law/journal/276/

Категория: Мои статьи | Добавил: Aquamarin (14.06.2013)
Просмотров: 1022 | Теги: приёмы обучения физике, доклад | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Категории

Часики

Форма входа

Последние новости
О сайте

Этот сайт задуман как отражение опыта работы молодого педагога Гаршиной Марии Фёдоровны - учителя физики и информатики МБОУ "Уранская СОШ". На сайте Вы можете найти разработки уроков, рабочие программы и многое другое. Оставить отзывы и предложения можно в гостевой книге.

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0